Льготы, предусмотренные по налогу на имущество организаций:
Федеральное законодательство
Федеральным законодательством льготы по налогу на имущество установлены статьей 381 Налогового кодекса Российской Федерации.
Изменения в Перечень организаций, которые имеют право на применение льготного режима налогообложения на 2023 не вносились.
Региональное законодательство
Региональным законодательством льготы по налогу на имущество устанавливаются Законом Калужской области от 10.11.2003 «О налоге на имущество организаций» (далее по тексту - Закон)
С 01.01.2023 года утратили силу нормы о пониженных налоговых ставках по отдельным категориям объектов недвижимого имущества – пункты 3,4,5 статьи 2 «Налоговая ставка».
Так же с 2023 года утратили право на применение льготы следующие категории налогоплательщиков:
- товарищества собственников жилья (подпункт 4 пункта 1 статьи 3 «Налоговые льготы»Закона);
- организации, являющиеся собственниками газораспределительной системы, в отношении объектов газораспределительной системы, находящихся на территории Калужской области, введенных в эксплуатацию (приобретенных) с 1 января 2013 года (подпункт 14 пункта 1 статьи 3 «Налоговые льготы» Закона);
- организации, которые по итогам налогового периода по налогу на имущество организаций, за который заявляется освобождение от налогообложения, отвечают одновременно следующим требованиям:
1. Доля уплаченных в налоговом периоде налогов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет Калужской области, составила 5 процентов и более от общего объема поступления налогов в консолидированный бюджет Калужской области в соответствующем налоговом периоде;
2. Увеличение суммы уплаченных в налоговом периоде налогов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет Калужской области, не менее чем на 5 процентов по отношению к сумме уплаченных в предшествующем налоговом периоде налогов, подлежащих зачислению в консолидированный бюджет Калужской области (подпункт 23 пункта 1 статьи 3 «Налоговые льготы» Закона).
В 2023 году все «пониженные налоговые ставки» заменены на «освобождение от налогообложения» в процентном отношении от исчисленного к уплате налога.
Так освобождение от налогообложения в соответствии с пунктом 5 статьи 3 «Налоговые льготы» Закона применяется в отношении объектов основных средств, включенных в программу обновления и модернизации основных средств предприятия, в следующем порядке:
Удельный вес стоимости реконструкции, модернизации и/или достройки в остаточной стоимости объекта основных средств на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором стоимость объекта основных средств в бухгалтерском учете была увеличена на стоимость его реконструкции, модернизации и/или достройки (в процентах) |
Освобождение от налогообложения |
Свыше 75 |
В размере 100 процентов исчисленного к уплате налога |
Свыше 50 до 75 включительно |
В размере 77 процентов исчисленного к уплате налога |
От 25 до 50 включительно |
В размере 50 процентов исчисленного к уплате налога |
Вместо действовавшего ранее:
Удельный вес стоимости реконструкции, модернизации и/или достройки в остаточной стоимости объекта основных средств на 1-е число месяца, следующего за месяцем, в котором стоимость объекта основных средств в бухгалтерском учете была увеличена на стоимость его реконструкции, модернизации и/или достройки (в процентах) |
Налоговая ставка |
Свыше 76 |
0 |
От 51 до 75 включительно |
0,5 |
От 25 до 50 включительно |
1,1 |
Аналогичные изменения внесены и отношении организаций, получивших статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, созданных на территории Калужской области (пункт 1 статьи 4.1 Закона) в отношении имущества, расположенного на территории опережающего социально-экономического развития и созданного или приобретенного для деятельности, осуществляемой при исполнении соглашения об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития, созданной на территории Калужской области в следующих размерах:
- в течение первых пяти налоговых периодов - в размере 100 процентов исчисленного к уплате налога;
- в течение шестого и седьмого налоговых периодов - в размере 50 процентов исчисленного к уплате налога;
- в течение с восьмого по десятый налоговый период - в размере 32 процентов исчисленного к уплате налога.
Ранее указанные размеры данной нормы излагались так:
- в течение первых пяти налоговых периодов - 0 процентов;
- в течение шестого и седьмого налоговых периодов - 1,1 процента;
- в течение с восьмого по десятый налоговый период - 1,5 процента.
Так же следует обратить внимание на то, что с 1 января 2023 года утрачивает силу отмена (на 2022 год) требований (абзац девятый и восемнадцатый подпункта 5.1 пункта 5 статьи 3, пункт 8, абзац шестой пункта 9 статьи 4, подпункты 1, 2 пункта 1, подпункты 1, 2 пункта 2 статьи 5 Закона), выполнение которых обязательны для получения права на применение налоговых льгот по налогу на имущество организаций (Статья 8 «Переходные положения» Закона).
С 1 января 2023 года вступает в силу пункт 6 статьи 386 Кодекса, согласно которому налогоплательщики - российские организации не включают в налоговую декларацию сведения об объектах налогообложения, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 6 статьи 386 Кодекса в целях обеспечения полноты уплаты налога в отношении указанных объектов налогообложения налогоплательщикам - российским организациям будут направляться сообщения об исчисленных налоговыми органами суммах налога в порядке и сроки, аналогичные предусмотренным пунктами 4 - 7 статьи 363 Кодекса.
Согласно пункту 8 статьи 382 Кодекса налогоплательщики налога - российские организации, имеющие право на налоговые льготы, установленные законодательством о налогах и сборах, в отношении объектов налогообложения по налогу, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость, представляют в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы (далее - заявление о льготе), а также вправе представить документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Представление заявления о льготе, подтверждение права налогоплательщика на налоговую льготу, рассмотрение налоговым органом такого заявления, направление налогоплательщику уведомления о предоставлении налоговой льготы либо сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы осуществляются в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному пунктом 3 статьи 361.1 Кодекса.
Форма заявления налогоплательщика о предоставлении налоговой льготы, порядок ее заполнения, формат представления такого заявления в электронной форме, формы уведомления о предоставлении налоговой льготы, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. ( Приказ ФНС России от 09.07.2021 N ЕД-7-21/646@ (ред. от 24.08.2022) "Об утверждении формы заявления налогоплательщика - российской организации о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, порядка ее заполнения и формата представления указанного заявления в электронной форме, а также формы уведомления о предоставлении налоговой льготы по налогу на имущество организаций, сообщения об отказе от предоставления налоговой льготы по налогу на имущество организаций").
В случае, если налогоплательщик, имеющий право на налоговую льготу, не представил в налоговый орган заявление о предоставлении налоговой льготы или не сообщил об отказе от применения налоговой льготы, налоговая льгота предоставляется на основании сведений, полученных налоговым органом в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, начиная с налогового периода, в котором у налогоплательщика возникло право на налоговую льготу.
В случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права на налоговую льготу исчисление суммы налога (суммы авансового платежа по налогу) в отношении объекта налогообложения, по которому предоставляется налоговая льгота, производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых отсутствует налоговая льгота, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. При этом месяц возникновения права на налоговую льготу, а также месяц прекращения указанного права принимается за полный месяц (пункт 8 статьи 382 Кодекса).
Нормы НК РФ не устанавливают предельный срок для представления заявления на предоставление льготы и не связывают применение налоговых льгот с его обязательной подачей в течение какого-либо периода. При этом рекомендуем организациям подать заявление и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу за 2022 год до 1 апреля 2023 года.Это поможет избежать недоимки или пересчета налогов.