IХ Конференция Ассоциации контрольно-счетного органа Калужской области
г. Людиново 18 мая 2018 года
Актуальные вопросы внешнего муниципального финансового контроля. и предложения
Основной федеральный закон, регламентирующий бюджетный процесс в Российской Федерации, достаточно четко определил порядок создания контрольно-счетных органов муниципальных образований и их участие в бюджетном процессе (статьи 151, 157, 216.5, 272 Бюджетного кодекса Российской Федерации, далее – БК РФ).
В то же время деятельность контрольно-счетных органов муниципальных образований регламентируется Федеральным законом № 6-ФЗ от 07.02.2011 «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статья 3, (далее – Федеральный закон №6-ФЗ) и муниципальными актами, закрепляющими основы их деятельности, это Положение о контрольно-счетных органов муниципального района
Текущая деятельность, включая стандарты осуществления финансового контроля, регулируется локальными актами (принимаемыми самим контрольным органом). Для контрольно-счетной палаты муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» это Регламент, Стандарты и План работы на год.
Местные бюджеты являются фундаментом бюджетной системы Российской Федерации. Не уделяя должного внимания укреплению финансового контроля на муниципальном уровне, нельзя кардинально улучшить всю систему финансового контроля.
Несмотря на наличие вышеперечисленных нормативных правовых актов система финансового контроля в Российской Федерации до конца еще не сложилась, что сказывается на результатах деятельности контрольно-счетных органов муниципальных образований.
В этой связи можно выделить ряд причин препятствующих формированию целостной системы муниципального финансового контроля в Российской Федерации:
отсутствие концепции единой системы муниципального финансового контроля;
отсутствие единой информационной базы и информационной системы о выявленных нарушениях;
несовершенство правового регулирования, в том числе отсутствие четкой и полной нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность органов муниципального финансового контроля;
нестандартизированность муниципального финансового контроля, отсутствие методологической базы, общих правил и процедур;
недостаточное взаимодействие органов финансового контроля, их разобщенность, неединообразие политики в деятельности контрольных органов (органов внешнего и внутреннего контроля).
Отсутствие комплексного взаимодействия органов финансового контроля на федеральном, региональном и муниципальном уровнях служит препятствием для обеспечения глубины и полноты проводимых контрольных мероприятий, для концентрации общих усилий на решение действительно насущных и важных проблем, а также приводит к увеличению нагрузки на объекты проверок.
Масса примеров, когда один и тот же объект подвергается проверкам различных контрольных органов по одним и тем же вопросам (когда контрольно-счетные органы разных уровней проверяли свою часть расходования бюджетных средств).
Одной из ключевых проблем является проблема действенности контроля, важнейшим механизмом которого является адекватный механизм санкций за нарушения, без чего любой контроль будет неэффективен.
Указанные недостатки приводят к снижению эффективности государственного и муниципального финансового контроля.
Стандарт проведения контроля утверждается каждым муниципальным контрольно-счетным органом самостоятельно, что не способствует единообразию проведения контрольных мероприятий.
Задачи, поставленные перед органами муниципального финансового контроля, необходимо решать через Ассоциации контрольно-счетных органов регионов, которые будут проводниками передовых идей.
Итоги работы контрольно-счетной палаты муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» за 2017 год. Цели и задачи
Приоритетной задачей контрольно-счетной палаты муниципального района являлось и является осуществление контроля за законным и эффективным использованием бюджетных средств, муниципального имущества и проведение комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, связанных с решением задач, вытекающих из требований законодательства Российской Федерации.
В соответствии с утвержденным Планом работы в отчетном периоде проведено 42 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, из них:
- 11 контрольных мероприятий;
- 31 экспертно-аналитических мероприятий.
В ходе осуществления внешнего муниципального финансового контроля в отчетном периоде выявлено финансовых нарушений на сумму 48 943,0 тыс. рублей.
Финансовые нарушения в отчетном периоде по отношению к 2016 году увеличились на 3 843,6 тыс. рублей, или 8,5%.
Задачами контрольных мероприятий являлись:
осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные отношения, в ходе исполнения бюджета;
контроль за достоверностью бухгалтерского учета и отчетности;
контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств и муниципального имущества.
Цель проверки: выявление и пресечение нарушений в области бюджетного законодательства и иных нормативно-правовых актов, регулирующих бюджетные отношения.
В рамках проведенных контрольных мероприятий на всех проверенных объектах проверено устранение выявленных нарушений по предыдущим актам проверок.
По состоянию на 01.01.2018 года на территории муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» функционирует 54 учреждения, которые финансируются за счет средств бюджета муниципального района, городского и сельских поселений.
В составе муниципального образования:
одно городское поселение и пять сельских поселений;
16 образовательных учреждений;
9 дошкольных учреждений;
13 учреждений культуры и спорта;
10 прочих объектов контроля.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия осуществлялись в соответствии с Планом работы на 2017 год, исполненном в полном объеме.
Объектами контрольных мероприятий являлись:
орган местного самоуправления;
муниципальные учреждения;
муниципальное унитарное предприятие.
Предметом экспертно-аналитических мероприятий являлись:
исполнение бюджетов муниципального района, городского и сельских поселений;
внесение изменений в муниципальные программы;
проекты бюджетов муниципального района, городского и сельских поселений на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов.
Предметом контрольных мероприятий являлось:
расходование средств бюджета муниципального района;
использование субсидий на выполнение муниципального задания и расходование средств полученных от иной приносящий доход деятельности;
использование муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении;
использование бюджетных средств, направленных на реализацию муниципальных программ.
Из 31 экспертно-аналитических мероприятия:
21 мероприятие проведено по вопросу исполнения бюджетов муниципального района, городского и сельских поселений;
3 мероприятия - по вопросам внесения изменений в муниципальные программы;
7 – в отношении проектов бюджетов муниципального района, городского и сельских поселений на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 года.
По результатам экспертно-аналитических мероприятий даны заключения, которые с учетом замечаний и предложений направлены главе муниципального района, главе администрации муниципального района, главе городского поселения, главам администраций и главам сельских поселений.
В отчетном периоде контрольные мероприятия проведены на предмет:
- целевого и эффективного расходования средств бюджета муниципального района - 3 проверки;
- целевого и эффективного использования бюджетных средств, полученных в виде субсидии на выполнение муниципального задания, расходования средств, полученных от иной приносящий доход деятельности - 2 проверки;
- использования муниципального имущества, находящегося в хозяйственном ведении - 1 проверка;
- эффективности использования бюджетных средств на реализацию муниципальных программ - 4 проверки и одна встречная проверка.
В составе финансовых нарушений, выявленных в 2017 году, можно выделить нарушения:
- при формировании и исполнении бюджетов - на сумму 31 475,8 тыс. рублей, что составило 64,0% в общем объеме выявленных нарушений;
- в ведении бухгалтерского учета и отчетности - на сумму 15 787,0 тыс. рублей, что составило 32,0% в общем объеме выявленных нарушений;
- в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью - на сумму 1 359,1 тыс. рублей, что составило 3,0% в общем объеме выявленных нарушений;
- при осуществлении муниципальных закупок и иные - на сумму 321,1 тыс. рублей, или 1,0% в общем объеме выявленных нарушений.
Наибольший удельный вес в структуре выявленных финансовых нарушений занимают нарушения, связанные с формированием и исполнением бюджетов и ведением бухгалтерского учета и отчетности.
В процессе формирования и исполнения бюджетов выявлены нарушения на сумму 31 475,8 тыс. рублей, из них нарушения:
в применении бюджетной классификации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 01.07.2013 № 65н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации (с изменениями и дополнениями) - на сумму 13 411,5 тыс. рублей;
в оплате труда – на сумму 66,7 тыс. рублей;
незаконное расходование бюджетных средств за невыполненный объем работ - в сумме 99,8 тыс. рублей;
нарушения порядка реализации муниципальных программ (несоответствие объемов финансирования, предусмотренных в программах, с объемами, предусмотренными в бюджете муниципального района, и арифметические ошибки в подсчете итогов) - на сумму 14201,4 тыс. рублей, прочие нарушения – на сумму 280,0 тыс. рублей;
отвлечение средств из бюджета муниципального района на исполнение полномочий по содержанию учреждений культуры, находящихся на территории сельских поселений - на сумму 3 212,4 тыс. рублей, и на социальные выплаты - в размере 204,0 тыс. рублей.
По результатам проверок временно отвлеченные средства на исполнение полномочий по содержанию учреждений культуры и на социальные выплаты сельскими поселениями восстановлены в полном объеме.
В ведении бухгалтерского учета, составлении и предоставлении бухгалтерской отчетности выявлены нарушения на сумму 19 203,4 тыс. рублей, из их нарушения в учете объектов основных средств выявленные в процессе проведения внешней проверки годового отчета главных распорядителей бюджетных средств на сумму 14 500,0 тыс. рублей (нарушен Приказ Минфина Российской Федерации от 01.12.2010 № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов) органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению»).
В сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью выявлено нарушений на сумму 1 359,1 тыс. рублей.
При осуществлении муниципальных закупок выявлено нарушение на сумму 21,1 тыс. рублей (не реализованы предоставленные полномочия по начислению и взысканию неустойки в связи с неисполнением должником своих обязательств при выполнении работ).
Иные нарушения на сумму 300,0 тыс. рублей, к которым относятся нарушения порядка государственной регистрации, внесения изменений в Устав и Единый государственный реестр).
Кроме того, в ходе проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий выявлено неэффективное использование бюджетных средств, муниципального имущества на сумму 2 288,5 тыс. рублей. По отношению к 2016 году неэффективные расходы в отчетном периоде сократились на 4 296,3 тыс. рублей, или 65,2%.
Информация о результатах всех проведенных контрольных мероприятий своевременно направлялась главе администрации муниципального района и главе муниципального района.
Всего по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий устранено финансовых нарушений на сумму 29 458,8 тыс. рублей, что составляет 60,2% от общего объема выявленных нарушений.
В 2017 году по отношению к 2016 году финансовых нарушений устранено больше на 4596,4 тыс. рублей, или 18,5%.
Наиболее проблемными областями на сегодняшний день остаются:
недостаточность средств, в бюджете на реализацию муниципальных программ, что приводит к постоянной их корректировке и сказывается на эффективности реализации муниципальных программ;
отсутствие на законодательном уровне мер принуждения при реализации материалов проверок, что сказывается на эффективности финансового контроля.
По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлено 69 информационных писем, из них 32 письма направлены главе муниципального образования, 37 - главе администрации муниципального района.
Во исполнение Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников контрольно-счетной палаты, их супругов и несовершеннолетних детей в установленном порядке размещены на официальном сайте в сети Интернет.
В отчетном 2017 году сотрудники контрольно-счетной палаты принимали участие в:
VIII Конференции Ассоциации контрольно-счетных органов Калужской области;
семинарах, проведенных Контрольно-счетной палатой Калужской области на тему:
- «Проведение контрольных обмеров объемов выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте на объектах капитального строительства (линейных объектах), финансируемых за счет бюджетных средств»;
- «Правовые основы и практика проверки использования и соблюдения установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности Калужской области».
заседаниях ЛРС, работе комитетов и комиссии ЛРС, заседаниях Городской Думы.
Кроме того, один сотрудник контрольно-счетной палаты прошел обучение на курсах повышения квалификация по дополнительной профессиональной программе «Контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
По результатам работы за 2016 год контрольно-счетная палата муниципального района «Город Людиново и Людиновский район» была признана «Лучшим муниципальным контрольно-счетным органом Калужской области». Председателю контрольно-счетной палаты вручен диплом «Лучший муниципальный контрольно-счетный орган Калужской области».
Информация о результатах проведенных контрольных мероприятий в разрезе объектов размещена на сайте администрации муниципального района (в разделе «Контрольно-счетная палата»).
В соответствии со статьей 19 Федерального закона № 6-ФЗ и статьей 20 Положения о контрольно-счетной палате в целях обеспечения доступа к информации о деятельности контрольно-счетная палата разместила на сайте администрации муниципального района 42 информационных сообщения (о плане работы на 2017 год, о проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях и о выявленных нарушениях).
Основные задачи контрольно-счетной палаты на 2018 год
На 2018 год перед контрольно-счетной палатой с учетом возложенных полномочий ставятся следующие основные задачи:
продолжение работы по выявлению и пресечению нарушений в финансово- бюджетной сфере, усилению контроля за полнотой и своевременностью принятия мер по устранению нарушений и недостатков, выявленных в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
участие в разработке проектов нормативно-правовых актов по вопросам регулирования бюджетного процесса, порядка управления и распоряжения имуществом муниципального района, городского и сельских поселений;
осуществление контроля за утверждением и реализацией муниципальных программ на уровне района, городского и сельских поселений.
Независимо от тематики и объектов контроля ключевой задачей каждого контрольного мероприятия будет являться оценка эффективности использования бюджетных средств и муниципальной собственности.
Предложения по совершенствованию муниципального финансового контроля
Для того чтобы финансовый контроль был действительно эффективным, представляется целесообразным внести изменения не только в акты, регламентирующие проведение контрольных мероприятий, но и в отраслевое законодательство, регулирующее процесс предоставления бюджетных ассигнований.
Безусловно не все из мер, которые способны повысить эффективность работы контрольно-счетных органов муниципального уровня и которые мы считаем необходимыми, могут быть реализованы исключительно усилиями региональных или муниципальных органов власти. Совершенствование работы органов финансового контроля требует консолидации усилий всех ветвей власти.
В этой связи в качестве возможных мер полагаем необходимым:
в области совершенствования процедуры предоставления бюджетных ассигнований:
внедрить обязательный мониторинг расходования бюджетных средств на всех этапах (особенно в отношении объектов капитального строительства);
учитывать при принятии решений о выделении /не выделении средств из бюджета альтернативные варианты реализации проекта, проводить оценку эффективности проекта;
При этом следует иметь в виду утвержденные на федеральном уровне направления реформирования предоставления бюджетных средств. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2018 года №694-р утверждена разработанная Минфином России Концепция модернизации бюджетного процесса с внедрением процедуры финансового аудита.
усовершенствовать законодательство о закупках и практику осуществления закупочной деятельности.
в области совершенствования процедуры финансового контроля:
конкретизировать статус органов муниципального финансового контроля (до недавнего времени должности контрольно-счетных органов муниципального уровня не были включены в состав муниципальных должностей, должностей муниципальной службы. Сейчас данная неопределенность устранена, что способствует единообразию предъявляемым требованиям к сотрудникам контрольно-счетных органов Калужской области);
разработать единые для всех контрольно-счетных органов муниципальных образований стандарты осуществления финансового контроля;
распространить практику проведения совместных проверок как среди контрольно-счетных органов разного уровня, так и между контрольно-счетными органами и органами внутреннего контроля.
Также в целях недопущения нарушений в расходовании бюджетных средств, нарушений в ведении бухгалтерского учета, отчетности и использовании муниципального имущества полагаем необходимым проводить совместные совещания с отделом финансов администрации муниципального района, администрацией муниципального района и с главными распорядителями бюджетных средств.
В связи с отсутствием на законодательном уровне полномочий контрольно-счетной палаты муниципального района по применению мер административной ответственности для оперативного устранения нарушений результаты контрольных мероприятий целесообразно рассматривать на постоянных комиссиях ЛРС, городской думы с участием руководителей объектов контроля;
повысить роль Ассоциации как координирующего органа, например, посредством разработки единых стандартов, обобщения практики применения бюджетного законодательства по итогам проведенных контрольными органами контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
создать единую информационную базу о выявленных нарушениях, а также разработать единые требования к сайтам, содержащим информацию о деятельности контрольно-счетных органов либо создать отдельный интернет-ресурс.
Таким образом, основой бюджетного процесса и финансового контроля на всех уровнях бюджетной системы должно стать единое информационное пространство, которое без единой системы контрольных органов невозможно. Задачи, поставленные перед органами муниципального финансового контроля, необходимо решать через Ассоциации контрольно-счетных органов региона, которые будут проводниками передовых идей и методов в рамках работы АКСОР.
Председатель контрольно-счетной палаты В.А. Афонина