В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее по тексту БК РФ) финансовое обеспечение деятельности казенного учреждения осуществляется за счет средств бюджета муниципального района на основании бюджетной сметы.
Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в доход бюджета муниципального района.
Заключение и оплата казенным учреждением муниципальных контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производится в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований при заключении муниципальных контрактов, иных договоров может являться основанием для признания их судом недействительными по искам органов местного самоуправления.
В соответствии со статьей 162 БК РФ казенное учреждение являясь получателем бюджетных средств, обладает бюджетными полномочиями:
- по составлению и исполнению бюджетной сметы;
- исполнению в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и (или) бюджетных ассигнований бюджетных обязательств;
- обеспечению результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований;
- по внесению соответствующему главному распорядителю бюджетных средств, предложений по изменению бюджетной росписи;
- и иными полномочиями, установленными БК РФ и иными муниципальными актами.
Бюджетная смета казенного учреждения представляет собой финансовый документ, который присутствует во всех государственных и муниципальных учреждениях.
В этом документе указывается размер, направленность и распределение финансов, выделяемых на содержание учреждения. Смета функционирует на протяжении всего финансового года. Документ представляет собой правовой акт финансового плана, имеет юридическое значение.
Составление сметы казенного учреждения - это одна из важных частей бюджетного процесса.
Требования к Порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений определены Приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н (с изменениями и дополнениями от 30.07.2010, 23.09.2013 и 17.12.2015). Кроме того, в рамках приказа Минфина РФ отделом финансов администрации муниципального района определен Порядок составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений (приказ от 23.12.2011 № 24).
Бюджетная смета составляется учреждением по рекомендуемой форме. Порядок составления, утверждения и ведения смет учреждений применяется в форме единого документа.
Показатели сметы формируются в разрезе кодов классификации расходов бюджета с детализацией до кодов подгрупп и элементов видов расходов классификации расходов бюджета.
Учитывая, что в ближайшее время начнется формирование бюджета муниципального района, казенные учреждения обязаны составить и представить в отдел финансов администрации муниципального района проекты бюджетных смет.
Обращаю внимание руководителей учреждений на порядок составления бюджетных смет.
Смета составляется учреждением на основании расчетных показателей.
К представленной на рассмотрение бюджетной сметы должны быть приложены обоснованные (расчеты) плановых сметных показателей.
В соответствии с пунктом 2 статьи 221 БК РФ утвержденные показатели бюджетной сметы должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.
В течении финансового года изменения в бюджетную смету осуществляются на основании заявки бюджетополучателя с приложением обоснования (расчетов) по вносимым изменениям показателей бюджетной сметы (пункт 4.3-4.4.Приказа от 23.12.2011 № 24).
Бюджетополучатели при формировании бюджетной сметы и исполнении своих полномочий обязаны соблюдать принципы бюджетной системы:
- эффективно использовать бюджетные средства;
- обеспечение результативности, целевого использования бюджетных средств.
При составлении и исполнении бюджета участник бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должен исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности) (ст. 34 БК РФ).
Председатель контрольно-счетной палаты В.А. Афонина