Совершенствование системы оплаты труда в муниципальных учреждениях
В рамках реализации Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политики в 2012-2014 годах, в 2013-2015 годах и Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 «О мерах по реализации государственной социальной политики» Правительством Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р
на федеральном уровне утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.
На местном уровне для муниципальных учреждений разработаны и утверждены отраслевые системы оплаты труда. Система оплаты труда в учреждениях культуры, спорта находящихся в ведении городского поселения не соответствует системе оплаты труда в учреждениях муниципального района.
Введение новых систем оплаты труда повлияло на динамику заработной платы работников муниципальных учреждений.
Результаты проверок свидетельствуют о том, что применение новых условий оплаты труда в учреждениях не изменили условия стимулирования работников с учетом результатов их труда.
Показатели и критерии эффективности деятельности работников учреждений не разработаны. В системах оплаты труда работников учреждений сохранились ранее применявшиеся выплаты стимулирующего характера, которые не имеют эффективность в современных условиях (например, добросовестное выполнение обязанностей, интенсивность труда, качества труда и др. без указания конкретных измеримых параметров).
В Положении об отраслевой системе оплаты труда работников муниципальных образовательных учреждений, реализующих программы дополнительного образования детей утвержденного, решением ЛРС от 18.12.2013 № 311 четко прописано:
1. Пункт 2.2.- 2.3. раздела II «Порядок и условия оплаты труда»:
- фонд оплаты труда казенных муниципальных образовательных учреждений, формируется за счет средств бюджета муниципального района на основании бюджетной сметы и в пределах выделенных лимитов бюджетных обязательств;
- в бюджетных учреждениях фонд оплаты труда формируется за счет бюджета муниципального района полученных в виде субсидий на финансовое обеспечение выполнения ими муниципального задания, рассчитанных с учетом норматива затрат на оказание ими муниципальных услуг и муниципальных функций;
2. Пункт 2.1 раздела II«Выплаты стимулирующего характера»:
- выплаты симулирующего характера применяются в целях материального поощрения труда работников учреждений и устанавливаются на финансовый год в пределах утвержденного фонда оплаты труда и выделенных лимитов бюджетных обязательств;
3. Пункт 2.3.2. раздела II«Выплаты стимулирующего характера»:
- доплаты, надбавки и иные виды стимулирующего характера работникам учреждений производятся пропорционально отработанному времени в данном периоде; доплаты, надбавки, выплаты стимулирующего характера устанавливаются к должностному окладу.
Однако отдельными учреждениями вышеуказанные требования, изложенные в системе оплаты труда утвержденной, решением ЛРС № 311 не соблюдаются.
Стимулирующие выплаты практически применяются в качестве гарантированной части заработка, которая не увязана с результатами труда.
Для более эффективного расходования бюджетных средств, решения задач в области реализации Программы и послания Президента Российской Федерации администрации муниципального района и руководителям муниципальных учреждений необходимо:
- сократить разрыв в оплате труда административно - управленческого персонала учреждений, оптимизировать штатную численность;
- разработать критерии и показатели эффективности деятельности учреждений и работников;
- отменить стимулирующие выплаты, устанавливаемые без учета показателей эффективности деятельности учреждений и работников;
- привести в соответствие отраслевые системы оплаты труда и базовые оклады работников учреждений;
- пересмотреть трудовые договора с работниками муниципальных учреждений в рамках Трудового кодекса РФ и реализации « Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы»;
- в рамках постановления администрации муниципального района от 27.02.2015 № 224 пересмотреть объемные показатели учреждений определяющие группу оплаты труда руководителей.
В заключении хочется сказать. Совершенствование системы оплаты труда работников учреждений, должно ориентироваться на достижениях конкретных показателей качества и количества оказываемых муниципальных услуг, а не просто являться какой то, надбавкой, а порой надбавкой за выполнение своих должностных обязанностей.
Для руководителей учреждений следует создать прозрачный механизм их оплаты труда.
Председатель контрольно-счетной палаты В. А. Афонина